В течение 1941-1942 годов в
Куйбышевскую область было эвакуировано 16 предприятий легкой промышленности по
изготовлению обмундирования для Красной
Армии.
В Кинель прибыла прядильно-ткацкая
фабрика из Московской области. В село Кинель-Черкассы было эвакуировано
валяльно-войлочное производство из Витебска, где стали выпускать валяную обувь и подхомутники. В 1942 году в
селе Малый Толкай Подбельского района разместилось часть прядильно-ткацкого оборудования
из Московской области, но полноценного производства продукции там не получилось,
и после войны предприятие было реэвакуировано.
Фабрика головных уборов
прибыла из Киева на станцию Похвистнево 15 августа 1941 года, и сначала ее разместили
в помещении бывшего автогаража. Это было одноэтажное каменное здание общей
площадью 714 кв. метров, из которых чистая производственная площадь составляла
417 кв. метров. Однако вскоре это помещение перешло Павлоградскому
обозостроительному заводу, а фабрике был предоставлен районный Дом культуры с
полезной площадью в 416 кв. метров.
Перевод фабрики из гаража был
осуществлен за три дня. Из привезенных предприятием 78 универсальных машин 62
были смонтированы на новом месте и начали работу, а еще 16 оставлены фабрикой в
резерве, как запасное оборудование. Все оборудование было введено в
эксплуатацию с 15 сентября 1941 года. При полной его загрузке и при 11-часовом
рабочем дне фабрика могла выпускать 2940 единиц продукции в сутки. После
переезда в наш город предприятие стало называться Похвистневской фабрикой
головных уборов № 10. Ее директором был назначен прежний руководитель,
возглавлявший фабрику еще в Киеве - Михаил Соломонович Финкельштейн. Его
заместителем стал технорук Аврам Вольфович Лиховецкий, обязанности главного
бухгалтера временно исполняла Берта Ароновна Борщевская. Приказом от 24
сентября 1941 года главбухом был назначен Иосиф Яковлевич Зак.
Всего из Киева в Похвистнево вместе с фабрикой
прибыло 16 рабочих, служащих и ИТР, в основном это были специалисты еврейской
национальности. А через год здесь работало уже 188 рабочих, служащих и ИТР, из
них 93% составляли женщины. Новую рабочую силу привлекали в основном из числа
неквалифицированных беженцев, а также из местного населения, в том числе
домохозяек и подростков, что обязывало предприятие проводить большую работу по
подготовке кадров через разные системы обучения. С
момента своего переезда из Киева в Похвистнево фабрика № 10 была занята пошивом
шапок-ушанок и пилоток для Красной Армии. Предприятие состояло из трех цехов -
закройный, пошивочный, паровочный. В его прейскуранте цен были записаны
следующие виды изделий:№
12. Шапка-ушанка цельномеховая из цигейки, натуральная на вате, с сатиновым
подкладом для рядового состава, размер 54-59, по цене 70 руб., шифр 5971.№
13. Шапка–бадейка взрослая из цигейки, по цене 34 руб., шифр 5971.Звездочки
для шапок делал механический завод Главшвейпрома, расположенный в Куйбышеве. После переезда в Похвистнево
фабрика головных уборов, как и большинство эвакуированных с запады страны
предприятий, столкнулась с массой трудностей. Так, после окончания монтажа
оборудования фабрика из-за отсутствия сырья долго не могла достичь своей полной
мощности. В это время здесь использовались привезенные с собой полуфабрикаты
В октябре 1941 года Областное
Управление легкой промышленности из
своих ресурсов завезло на фабрику вагон искусственного меха, и проблема с
сырьем была решена. Однако из-за необеспеченности фабрики электроэнергией
производство все равно стояло, начиная с 23 ноября 1941 года. До этого фабрика
еще худо-бедно обеспечивалась электроэнергией, благодаря чему в первой половине
ноябре здесь удалось сшить 15 тысяч шапок-ушанок.
Положение спасла предоставленная
предприятию подвижная электростанция, которую здесь установили и запустили 23
февраля 1942 года, а с 1 марта уже пустили в эксплуатацию, но в связи с перебоями
в снабжении электростанции керосином фабрику все-таки продолжало лихорадить. В
течение всего военного времени в коллективе было организовано соцсоревнование
за выполнение плана, постоянно шла борьба за повышение качества продукции, за
экономию тканей.Вот
что о работе предприятия писала в то время местная газета «Сталинский
колхозник»:«В
ноябре 1942 г. краснознаменный закройный цех выполнил план на 152%, сэкономлено
242 м шерстяной ткани. Начальник закройного цеха Щеголь Н.Я. добился экономии
расхода тканей в количестве 2000 м. В результате соревнования количество
работников-стахановцев на предприятии составило 41 чел., ударников 28 чел.,
двухсотников - 123 чел. Среди них - мастер Вольный, стахановка Ануфриева (Попкова)
Александра.
Ерохова
Анфиса Самуиловна (Яндулова), комсомолка, поступила на фабрику мотористкой с
начала войны. Своей добросовестной работой достигла выполнения норм выработки
до 350% при отличном качестве обработки… На
фабрике прошел декадник помощи героическим защитникам Сталинграда. Среди
лучших работников закройного цеха были
отмечены - Масленникова, Михайлова, Бугрова, Голубчик. Работники ведущих
операций - Анна Глухова, Саватеева,
Щеголевская, Петерчик. Обллегпром премировал коллектив за хорошую работу,
выдавались талоны на товары».
Вместе
со своей сестрой Анной ходил на фабрику Иван Васильевич Глухов. Его работа
заключалась в замене ремней на приводе, а было ему в ту пору всего 12 лет. С
ним вместе работал ременщиком и Николай Крайнов из Старо-Похвистнево. Работницы смены «Б» Михайлова, Каримова,
Галкина, Масленникова выполнили производственный план на 200%. В смене «А»
работницы Шутько, Саватеева, Сусманова, Кореева, Долгушева, и работники
закройного цеха Бизяйко и Шведун выполнили план на 197%. В паровочном цехе
самоотверженно и качественно трудились двухсотники - Щеголевская,
Антонова, Андрецова.
В
1944 году мастера цеха Хенкин и Качер организовали две фронтовые
комсомольско-молодежные бригады. В них трудились стахановки Масленникова,
Галкина, Сусманова, Самойлова, Краснова, Малявка, Мурзыванова, выполнявшие сменные
задания на 200-250%.
Механиками
на фабрике работали местные жители - Николай Федорович Ильдяков, Людмила
Константиновна Яшина. За годы войны сотрудники фабрики часто менялись по
причине призыва в ряды Красной Армии, по инвалидности, болезни, из-за учебного
переезда в другие местности.
На
протяжении всего времени фабрику постоянно лихорадило из-за частных остановок электродвигателя, в результате
чего был снят с работы главный механик Ювчик. Электростанция не могла работать
и по причине отсутствия керосина, которого двигателю требовалось ежемесячно по 5
тонн, в то время как главк выделял предприятию всего 1,5-1,7 тонны горючего в
месяц.
Кроме
военных заказов, предприятие также выполняло задания по пошиву ширпотреба для
населения – делало головные уборы для детей и взрослых из сукна и цигейки.
Когда
на фабрике отсутствовало сырье для пошива шапок, приходилось шить пилотки,
которые стоили гораздо дешевле. Переход с одного заказа на другой требовал
время на переучивание работников. А вот в те дни, когда на фабрике не было
сырья для изготовления ни шапок, ни пилоток, здесь шили знаки различия для
Красной Армии. Качество изделий проверялось на сортность. Продукция 1 сорта
составляла 95,6% при плане 96,5%, второго сорта - 4,2%, при плане 3,3%. Кроме
того на фабрике часто отсутствовал транспорт для подвоза сырья, топлива и
материалов, а также для вывоза готовой продукции. Конечно же, при отсутствии
сырья или при остановках оборудования план по выпуску основной продукции на
фабрике не выполнялся, из-за чего она не раз попадала в число отстающих и
убыточных предприятий. И только к концу 1945 года областное управление легкой
промышленности для модернизации оборудования фабрики решило выделить для нее
фабрики один трансформатор на 100 КВА, 4500 м медного провода, один универсальный
токарный станок и автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны.
После
окончания войны, начиная с 20 июля 1945 года, в соответствии с постановлением Совнаркома
СССР № 1441 от 21 июня на фабрике был введен 8-часовой рабочий день. Однако
план выпуска продукции при этом остался без изменений, в нем лишь возросла доля
ширпотреба. Теперь, кроме шапок-эскимосок, на фабрике также стали шить
хлопчатобумажные фуражки и шерстяные кепи.В
том же году на предприятии было
построено деревянное помещение для локомобиля.
Фабрика
имела свое подсобное хозяйство. В 1943 году с участка размером в три гектара,
засеянного просом, по причине недостатка летних дождей удалось собрать лишь 7
центнеров продукции. Всем работникам фабрики выделялась земля под
индивидуальные огороды на площади 20 га, где сажали в основном картофель,
просо, овощи. Кроме того, каждый работающий получали талоны на питание в
столовой.
В
ноябре 1945 года на фабрике был назначен новый директор Анисимов Семен
Алексеевич. С начала 1946 года военный заказ был полностью снят с
производства, стали
шить сорочки нижние и верхние мужские,
женские и детские, а также кальсоны. План выпуска продукции стал впервые выполняться, хотя
случались перебои с нитками и фурнитурой. В
августе 1947 года фабрика головных закончила свою производственную деятельность
в Похвистнево по причине ее перевода в город Чапаевск, где ее объединили с
фабрикой № 9. Вместе с нею приглашали к переезду также всех рабочих и служащих,
однако никто из местных жителей не хотел уезжать из Похвистнево, поскольку у
всех здесь уже было свое жилье. В итоге
все отказавшиеся от переезда работники бывшей фабрики головных уборов были
отсюда уволены и остались без работы. Т.П.
Потапова Источники:
1.
Синицына Т.В. Размещение и использование оборудования предприятий легкой
промышленности, эвакуированных в Куйбышевскую область в годы Великой
Отечественной войны. Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011 год, № 23, с.
573-576. 2.
ГАСО, Р-2250, оп.2, д. 61, 62, 63, 72; оп.3. д. 20, 27, 34, 35, 41, 47, 54. 3.
ГАСО, Р-2558. оп. 6 д.85. 4.
ГАСО, Ф-656 оп.32, д.8; оп. 36, д.465, 482, 494. 5.
Газета «Сталинский колхозник», № 70 от 7 ноября 1942 г., № 11 от 23 февраля 1943 г., № 23 за май 1943 г. 6.
Воспоминания А.Ф. Попковой, И.В. Глухова, В.И. Назаровой, Н.Т. Осипова,2013г.
|