Пятница, 18.08.2017, 17:23

Краеведческий музей г.Похвистнево

Корзина
Ваша корзина пуста
Интересно
Прогноз погоды
GISMETEO: Погода по г.Похвистнево
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Январь » 23 » Итоги IV конкурса «Юный краевед»
08:58
Итоги IV конкурса «Юный краевед»


21 января 2013 года  прошел очередной городской конкурс «Юный краевед». Было представлено 18 работ по трем номинациям: «История и краеведение», «Этнография и краеведение», «Художественное творчество». Участвовали учащиеся гимназии №1, ГБОУ СОШ №1, ГБОУ СОШ №3, СОШ с. Рысайкино. В номинации «История и краеведение» лучшими работами оказались проекты Давликамовой Эльмиры, ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ №1по теме «История моей семьи в истории губернии», руководитель- Саушкина Людмила Александровна, Рябенковой Олеси, ученицы 5б класса ГБОУ СОШ №3 по теме «Моя родословная», руководитель Шахова Ирина Сергеевна, Моськина Григория, ученика ГБОУ СОШ №1 по теме «История возникновения и топонимика Ибряйкинского поселения», руководитель Якупова Люция Мидхатовна и др.В номинации «Художественное творчество» всем понравилась работа Чистяковой Дарьи, ученицы 7б класса ГБОУ СОШ №3 по теме «Дворец культуры и объединение «Сад», преподаватель Шахова Ирина Сергеевна.

В номинации «Этнография и краеведение» принимали участие учащиеся ГБОУ СОШ №3, под руководством Шаховой И.С. Пять работ – куклы в национальных костюмах: русском, мордовском, армянском, татарском и чувашском – были выполнены творчески.

                               


Куклы в национальных костюмах.

В своей работе я представила фотографии кукол в национальных костюмах. В душе любого человека живет тяга к красоте. Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, а простой человек — в предметах своего быта, в создании своего внешнего облика. Чудесное сочетание звуков, цвета заставили человека искать, изучать, пытаться понять красоту  национального  костюма.

    В конце XIX-начале XX вв. основным материалом для изготовления традиционной одежды татар служили фабричные ткани. Лишь у некоторых групп мишарей и особенно кряшен одновременно с фабричными тканями широко использовались домотканные. Верхняя одежда как мужчин, так и женщин представляла собой широкую рубаху (кулмэк), штаны с широким тагом тюркского покроя, приталенный камзол и бишмет из темной ткани. 

    Мордовский национальный женский костюм тоже происходит от рубахи (панар). Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посередине груди, спины и по бокам. Мокшанский панар состоял из одного перегнутого поперек полотнища и двух более коротких, подшитых с боков по продольной нитке. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого.

   Основные виды русского костюма, появившегося на Урале, связаны с культовой одеждой старообрядческих общин. У женщин - это прямой сарафан темных расцветок, телогрея чуть выше колен, длинная рубаха и два платка: светлый, поверх которого одевался темный шерстяной или сатиновый. Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков. Женский приталенный сарафан сильно расклешен к подолу, рубаха имеет широкий рукав, оканчивающийся манжетом, и воротник-стойку.      

     Чувашская женская рубаха (кепе) также относится к типу туникообразных рубах. Основное полотнище перекинуто со спины на грудь, с прямыми боковыми вставками, ластовицами и расшито обычно красным узором. С XVIII в. низовые чувашки шьют рубахи с оборками из покупных тканей. Поверх такого платья надевался передник без нагрудника из красной клетчатой ткани или расшитый квадратным узором. Поверх платья надевали верхнюю одежду (шупар, пустав) из белого холста или черной хлопчатобумажной ткани со сборками чуть выше талии.

                          Фадеева Анастасии, ученица 7 Б класса ГБОУ СОШ №3. 


Женский татарский национальный костюм.

В своей работе я хочу рассказать о татарском национальном женском костюме. 

Женская одежда более разнообразна, чем мужская.

  Татарки носили рубахи разного покроя. У богатых женщин они были сшиты из лёгкого шёлка, тонкой парчи, тонкой шерсти, а у тех, кто победнее, - из ситца. Украшали рубахи разноцветными шёлковыми и атласными лентами, кружевами, вышивкой, оборками.

  Поверх рубах татарки надевали передники. Передники, конечно, нужны были для предохранения остальной одежды во время работы. Но часто они просто украшали повседневную и даже праздничную одежду, потому что на них вышивали орнаменты из цветов и других растений.

   Популярны были и вышитые нарукавники ( җиңсә ). Их одевали во время сенокоса, жатвы. Вместе с передником нарукавники превращали татарку в расписную красавицу!

Верхняя одежда женщин по названиям и покрою имела много общего с мужской. Но при этом она отличалась отделкой мехом, вышивкой, даже пушистыми птичьими перьями.

Самым старинным видом верхней меховой одежды татарок была шуба чабулы тун из овчины или лисьего меха.

 Очень разнообразны женские головные уборы. Это – девичья шапочка такъя, девичий калфак – длинный колпак (он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад или набок), платки яулык, тастмал. В некоторых районах проживания татар платок и калфак надевали с налобной повязкой – ука-чачак. Замужние женщины носили головные уборы, закрывавшие шею, плечи, спину.

Татарки заплетали волосы в две косы и отпускали их на спину. Чтобы собрать и закрыть волосы, они носили волосники в форме калфака, чепца, капюшона, прямоугольного куска ткани, платка.

Верхними головными уборами татарок были покрывала треугольной, квадратной, полотенцеобразной формы.

Разнообразной по материалу, технике изготовления, способам ношения была традиционная обувь татар. Кожаную обувь носили в городе, а также зажиточные крестьяне – высокие (до колен) сапоги из мягкой кожи на мягкой подошве (итек). Женщины любили носить ичиги, украшенные кожаной мозаикой.

Повседневной низкой кожаной обувью были калоши – кәвеш, ката. Они использовались и как самостоятельная обувь, и в комплекте с ичигами.

Выходные татарские туфли – башмаки были с остроконечным и слегка поднятым носком, у женщин – узорчатые, причём не только кожаные, но и из бархата, богато расшитые золотой и серебряной нитями, бисером, жемчугом.

Рабочей обувью татар-крестьян вплоть до середины ХХ века служили лапти ( чабата ), лёгкие и удобные при полевых работах.

Зимой татары повсеместно носили валенки. У зажиточных горожан были популярны белые валенки с красным орнаментом. Меховая обувь шилась мехом наружу из конских и коровьих шкур.

Татары издавна любили и теперь любят украшения. У мужчин это перстни и пряжки для поясов. У женщин украшений, конечно, значительно больше. Это налобные цепочки, это шитые золотом, бисером, украшенные чеканными металлическими бляхами волосники-повязки, это накосники, серьги, нагрудники, ожерелья, браслеты, перстни, кольца.

Украшения дополняют одежду, усиливают её национальный колорит и подчеркивают национальный характер.

 

                                Рамазанов Эмиль, ученик 8 б класса ГБОУ СОШ №3.

 



 


Просмотров: 505 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: